ПРАЗДНИКИ - дни священных воспоминаний христиан о событиях и людях, сыгравших важную роль в истории Церкви. Эти дни отмечаются посещением молитвенных собраний и откладыванием тяжелой работы. Общехристианские праздники: воскресенье (неделя, день Господень, день солнца) - первый день недели (седмицы), когда вспоминается воскресение Христа из мертвых. В этот день запрещен тяжелый труд, отсюда церковнославянское, сохранившееся как богослужебное название дня - неделя (не делай). Адвентисты и некоторые другие секты почитают, как и иудеи, субботу, а не воскресенье. Пасха, Рождество Христово, Вознесение, Пятидесятница, Вход Господень в Иерусалим, Преображение, Крещение Господне, Новый год, Благовещенье, Сретение отмечаются всеми Церквами, хотя и в разные календарные дни. Так, армяне празднуют Рождество и Крещение в один день (6 января). Иногда праздники отмечаются под одной и той же датой, но по разным календарям. Протестанты празднуют только события, упоминаемые в Библии. Евангельские христиане-баптисты в России отмечают еще Праздник Жатвы и День Единства. Православные особенно торжественно отмечают 12 важнейших т.н. Двунадесятых праздников: Крещение Господне (6 января), Сретенье (2 февраля), Вход Господень в Иерусалим (или Вербное воскресенье) (за неделю до Пасхи), Благовещенье (25 марта), Вознесение (40-й день после Пасхи), Пятидесятница или Троица, а понедельник, второй день Пятидесятницы называется Духов день (7-е воскресенье, 50-й день после Пасхи), Преображение (6 августа), Успение Богородицы (у католиков этот праздник также называется Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу) (15 августа), Рождество Богородицы (8 сентября), Воздвижение Креста (14 октября), Введение Богородицы во Храм (21 ноября), Рождество Христово (25 декабря). Латинские католики справляют те же праздники с некоторыми отличиями. Так, 6 января у них справляется праздник Епифании (Богоявления), называемый также праздником Трех царей (в честь волхвов, которых западная народная традиция считает царями), поклонившихся младенцу Иисусу, а праздник Крещения Господня справляется в следующее после Епифании воскресенье. Латинские католики не отмечают праздник Введения во Храм 21 ноября, но празднуют Торжество Непорочного Зачатия Богородицы 8 декабря. Праздник Св.Троицы отмечают через неделю после Пятидесятницы. Кроме того латинские католики празднуют праздник Тела Господня (Праздник Евхаристии) в четверг после праздника св. Троицы, а также праздник Всех Святых (1 ноября) и праздник Христа - Царя вселенной (последнее воскресение перед Адвентом; праздник установлен Пием XI в 1925 году). Православные отмечают еще 5 великих праздников (эти праздники, кроме Покрова, имеются и у латинских католиков): Обрезание Господне (1 января /у католиков после II Ватиканского собора справляется как праздник Материнства Марии/), Рождество Предтечи (24 июня), Усекновение Главы Иоанна Предтечи (29 августа), Покров Богородицы (1 октября), святых апп. Петра и Павла (29 июня). В каждом православном и католическом храме отмечаются также т.н. престольный праздник, т.е. день памяти святого или день праздника, в честь которого освящен храм и его престолы. Всего в богослужении византийского обряда имеются следующие разряды праздников: 1) Пасха, 2) великий праздник (т.е. двунадесятые и великие праздники), 3) средний праздник, когда совершается всенощное бдение, 4) средний праздник, когда совершается полиелей, 5) малый праздник, когда поется великое славословие, 6) малый праздник, когда на «Господи воззвах» читаются шесть стихир,7) непраздничный день. Латинские католики различают праздники по следующей градации: Пасха, Рождество, торжество (sollemnitas), праздник (festum), память (memoria).
См. Культ святых.