УТВАРЬ ЦЕРКОВНАЯ - принадлежности культа, используемые при богослужении. Церковная утварь православной Церкви. Престол - на нем совершается литургия. В некоторых храмах над престолом устроен киворий, сень - балдахин, навес. Жертвенник - на нем совершается проскомидия. Деревянные престол и жертвенник покрыты одеждами: верхний покров - индитий, нижний - срачица или катасарка, сверху покрывало. Нижняя одежда делается из простого материала, верхняя из дорогой ткани. На престоле лежит антиминс - шелковый плат с вложенной в него частицей мощей. В свернутом антиминсе лежит губка (губа), служащая для собирания частиц на антиминсе и дискосе. Антиминс завернут в илитон. Кроме антиминса, на престоле располагается евангелие, напрестольный крест, дарохранительница, где хранятся запасные Св. Дары. Напрестольное евангелие имеет иконы-накладки. На верхней крышке изображения четырех евангелистов, а в середине распятие с предстоящими Марией и Иоанном (старообрядческий вариант), или трехфигурный деисис (на евангелиях XVIII в.) или изображение воскресения Христа (наиболее распространенный в настоящее время в РПЦ вариант, появившийся в XVIII). На нижней крышке - изображение Троицы (старый вариант) или креста. Евангелие имеет застежку, называемую запона. Для причащения больных Св. Дары переносятся в дароносице. Для совершения литургии используются священные сосуды: дискос и потир, в который наливается евхаристическое вино. При совершении проскомидии дискос покрывается металлической звездицей, представляющей собой две согнутые металлические ленты, соединенные посередине винтом. Звездица символизирует звезду, возвестившую рождение Спасителя. Дискос и потир покрываются покровцами и воздухом. Существуют два малые воздуха (покрова, покровца) и один большой воздух. Малые воздухи представляют собой матерчатые кресты, квадратная середина которых покрывает верх дискоса и потира, а четыре конца крестов спускаются вниз, покрывая боковые стороны сосудов. Малый воздух для дискоса называется иногда сударь. Большой воздух имеет вид матерчатого прямоугольника, им покрывают одновременно и дискос, и потир. Большой воздух кладут при погребении на лица священнослужителей и монахов. У некоторых греко-католиков малый воздух, которым покрывают дискос, имеет прямоугольную форму. Для причащения мирян используется лжица, т.е. ложечка. Для разрезания агнца и вынимания поминальных частиц из просфор используется большое и малое копие. Большое копие используется как нож, малое - для вынимания частиц. Для отирания губ причастников, а также для отирания потира используются платы, т.е. платки, обычно красного цвета. Каждение совершается при помощи кадила (кадильницы). Кадило старинной формы называется кацея, кация. Архиерейское кадило имеет звонцы - крошечные колокольчики. Иконы в храме вне иконостаса могут помещаться в кивоте (киот). Перед иконами - лампады (лампадки), называемые также кандила. Славянскре слово ковчег (ящик) широко употребляется в церковном обиходе. Киот м.б. назван ковчегом. Св. Дары в дарохранительнице и дароносице хранятся в ковчежце. Существует ковчежец для крещения, где полагаются флакон (сткляница) с миром (мироносица), флакон с елеем, ножницы для пострижения крещаемого, два помазка - один с кисточкой, другой с шариком для помазания елеем и миром соответственно, губка для отирания мира с тела крещенного. Для подачи вина и теплоты (кипятка или кипятка с вином) используется спец. ковш - красо(в)уля (красовуль). Крещение младенцев, а иногда и взрослых совершается в круглом металлическом сосуде в виде чаши, называемом купель. Для ритуального омовения во время богослужения используется лахань (лохань). Для архиерейской службы употребляются орлецы - круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Во время службы архиерей стоит на орлеце. Для освящения воды используется водосвятная чаша. Для кропления св. водой людей и предметов используется большая кисть, называемая кропило или васильки. Для помазания народа елеем на всенощном бдении или при соборовании используется помазок (кисточка). Кроме многосвечных подсвечников, существует переносной подсвечник с одной свечой - примикирий. На архиерейском богослужении употребляются подсвечники дикирий и о трех свечах - трикирий, которыми архиерей благословляет народ. Трикирием называется также пасхальный подсвечник на три свечи, которым пользуется священник на Пасху. Во время архиерейской службы диаконы и иподиаконы выносят рипиды. Во время богослужения используются аналои и переносные столики (тетрапод). Тетрапод - невысокий столик, на котором благословляются, например, хлебы, пшеница, вино и елей за всенощной, поставляемые в литийном сосуде (литийное блюдо). В западно-украинских приходах праздничная икона полагается на тетраподе, а не на аналое. Для покрытия престола, аналоев, тетрапода, столиков, используются различные пелены. На всей церковной утвари должно быть изображение креста. На богослужениях Страстной седмицы и Пасхального периода используется Плащаница, изображающая Тело мертвого Христа во гробе. Утвари церковной в латинской Церкви в настоящее время меньше, чем в православной. Monstrantio, гостиарий (монстрация), используется во время адорации для демонстрации Св. Даров. Монстрация - сосуд или ковчег, в котором хранятся, а во время религиозных процессий выносятся гостии (в этом случае монстрация называется гостиарий) или мощи. Монстрация для мощей или остенсорий (ostensorium) часто имеет вид резной башенки, в цилиндрическом стеклянном сосуде - мощи. Монстрации для гостий представляют собой звезду из серебра или золота, укрепленную на резной ножке. Сalix - чаша для причастия. Рatena - патена - аналог православного дискоса, но не имеющая ножки, а также предмет, используемый при причащении верующих (аналог плата в византийском обряде). Purificatorium - пурификатор - белый платок, используемый для вытирания чаши. Corporale - корпорал - льняной белый плат, то же, что илитон у православных. В важнейшие моменты мессы совершается звон в алтарные колокольчики.Сiborium super tabernaculum - балдахин, навес, крыша над алтарем (то же, что киворий у православных) или переносной балдахин, носимый над Св. Дарами во время процессии. Св. Дары хранятся в дарохранительнице. Palla - квадратное украшенное полотно, которым покрывается верх чаши. Cerum paschale - пасхал, пасхальная свеча. Reliquarium - реликварий, мощехранительница - вместилище для хранения реликвий. Размеры реликвария м.б. от сосудика-ампулы до крупного ларца. В крестильном ящике находятся Св. миро (Chrisma) и елей катехуменов (oleum catechumenorum).В византийском, лат. и армянском обряде имеются хоругви.