СВЯТЫЕ - в русском православии имеются следующие типы (чины) святости: бессребренник, благоверный (князь, княгиня, царь, царица), блаженный (то же, что юродивый, т.е. притворно безумный святой, обличающий, как правило, сильных мира сего; этот тип святости особо распространен в России и Византии), блаженный (в XIX в. данный эпитет стали прилагать в России к некоторым латинским учителям Церкви, которые богослужебно обычно входят в чин святителей), великомученик (христианин, убитый за веру, претерпевший жестокие мучения), исповедник (претерпевший гонения за Христа), мученик (христианин убитый за Христа), праведный (святой не монах), преподобный (святой монах), преподобномученик (монах, убитый за веру), равноапостольный (ревностный распространитель веры), святитель (святой епископ), страстотерпец (невинно убиенный христианин). По отношению к некоторым святым (напр. святителю Николаю) употребляется выражение угодник, т.е. помощник (от слав. годиться - прилаживать, приспосабливать). Эпитет чудотворец прилагается к нек-рым святым, к-рые особенно прославились своими чудесами. Римско-кат. Церковь различает две ступени святости. 1-я ступень - беатификация, причисление к лику блаженных, осуществляемое по предложению епископа; 2-я ступень - канонизация, причисление к лику святых, осуществляется по предложению Папы. Первой официальной канонизацией была канонизация св. еп. Ульриха из Аугсбурга в 993. Всего в кат. Церкви в период 993-1992 гг. канонизировано или беатифицировано 3501 человек, из них Папой Иоанном-Павлом II - 1164. В реформированном календаре Павла VI (1969) чествование нек-рых святых признано необязательным для лат. обряда, другие вовсе изъяты из перечня, поскольку нет достоверных свидетельств их существования. Однако вопреки распространенному на Востоке мнению, это сокращение не коснулось св. Николая Мирликийского и св. Георгия: их память соответственно 6 декабря и 23 апреля. Папа Иоанн Павел II за 18 лет своего понтификата провозгласил 754 блаженных и 276 святых. В лат. обряде существует 4 категории богослужебного почитания святых день (лат. diеs), память (mеmоriа), праздник (festum), торжество (sоlеmnitas) - аналог двунадесятых праздников в православии. См. Праздники. Кат. и православная Церкви имеют множество святых, почитаемых в обоих Церквах, но святые, канонизированные после раскола признаются только в той Церкви, к-рая канонизировала их. Нек-рые свв. в кат. Церкви почитаются только в одном обряде. Напр. Константин Великий почитается только в византийском обряде, а в латинском обряде не почитается.