СТАРООБРЯДЧЕСТВО, староверие, «раскол» в терминологии РПЦ до собора 1971 г. - совокупность религ. течений, возникших в результате раскола в Русской Церкви при проведении церковной реформы Патриархом Никоном (Никита Минов, 1605-1681, родом из мордвы). Целью богослужебной реформы 1653 г. было укрепления патриаршего престижа, связей с греческим православием. Неудачная попытка поставить Церковь выше государства привела Никона к оставлению патриаршества (1658) и соборному осуждению его и лишению патриаршего сана (1666). Он был сослан в Ферапонтов монастырь. Собственное наименование старообрядчества - древлеправославное христианство. Сохранив каноническую и догматическую основу православия, старообрядчество звало своих последователей не только к возвращению обратно к древнемосковской вере, а также к обновлению веры, основанной на желании более активной и более целостной религиозной жизни при соблюдении дониконовской традиции. Большинство старообрядцев верило, что с началом «исправления» богослужения наступило царство антихриста. Это верование, а также жестокие гонения со стороны государства привели некоторых старообрядцев к убеждению, что самоубийство за веру есть подвиг равный мученичеству. Уже до начала 1690-х гг. сожгло себя около 20000 человек. Случаи самосожжения, самоутопления, самопогребения имели место даже в XIX в. В настоящее время практически все старообрядцы отвергают ритуальное самоубийство. Наиболее крупные деятели старообрядчества: протопоп Aввaкум Петрович (1620 или 1621-1682) и его друг протопоп Иван Неронов (1591-1670). В 1646-1647 гг. они были вместе с патриархом Никоном членами Кружка ревнителей церковного благочестия. Выступили против реформ Никона. Аввакум был сослан с семьей вначале в Сибирь, потом на север (в Мезень), но продолжал и в ссылке распространять старообрядчество. По царскому указу сожжен 14 апреля 1682 г. в Пустозерском остроге «за великие на царский дом хулы». Написал «Житие» и другие сочинения. Иван Неронов был сослан в 1653 г. На соборе 1666 г. раскаялся, и в 1669 г. стал архимандритом переяславль-залесского Даниловского монастыря. Старообрядчество отличается строгим соблюдением принципа соборности, значительной ролью мирян в жизни старообрядческого общества, горячей верой в избранническую миссию русского православия. В силу развития событий русской истории и конфликта старообрядчества с государством, в старообрязчестве имеет важное значение идея строгого разделения сфер влияния Церкви и государственной власти. Поэтому подлинным отречением от основных принципов старообрядчества можно считать возникшее в конце XVIII в. Единоверие. В конце XVII - начале XVIII вв. в старообрядчестве выделились два основных направления: приемлющие (поповцы) и неприемлющие (беспоповцы) священство, разделившиеся на множество толков и согласий. Согласия входят в толки. Так, филипповский толк беспоповщины включал в себя согласия нечадородных, чадородных, аароновцев и другие, а поморский толк включал адамантово согласие и поморов-брачников. Многие из старообрядческих согласий еще до революции распались и слились с другими. В 1988 Аввакум был причислен старообрядцами к лику святых.
Иллюстрация. "Вес" картинки: 57848 байт.
Сравнительное изображение некоторых отличий старого и нового обряда. 1880-е гг. Неизвестный художник.