КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ - жест правой руки, изображающий крест на теле верующего, либо жест благословения кого-либо или чего-либо. Крестное знамение употребляют все христиане, кроме большинства протестантов. Употребление крестного знамения относится к незаписанному, «принятому в тайне» преданию. Первое явное упоминание об употребление крестного знамения у Тертуллиана (II в.) в «О венце воина», который говорит, что мы «на челе чертим образ креста». Иоанн Златоуст говорит уже о крестном знамении на устах и груди. Первоначальная форма перстосложения могла быть заимствована от ветхозаветных священников (см. Благословение). Возможно также, что первоначальной формой сложения пальцев руки для крестного знамения было, вероятно, единоперстие, замененное потом в византийском обряде на двоеперстие, а позднее и на троеперстие, а в латинском обряде крестятся кистью, т.е. никаким определенным образом пальцы не складывают. В настоящее время для совершения крестного знамения христиане византийского обряда (кроме старообрядцев) складывают пальцы следующим образом: три пальца (большой, указательный, средний) вместе, два других прижаты к ладони (Рис. 1). Три пальца символизируют Пресвятую Троицу, а два пальца символизируют два естества Богочеловека. Старообрядцы для крестного знамения складывают пальцы следующим образом: указательный и слегка согнутый средний сложены вместе, кончики остальных трех пальцев касаются друг друга (Рис. 3). Движение руки при крестном знамении: сверху вниз, далее справа налево.Некоторые греко-католики (на Западной Украине) совершают дополнительное движение рукой, отмечая пронзенное ребро Спасителя, болгары крестятся не на уровне плеч, а на уровне сердца. Для благословения священник соединяет большой и безымянный палец, а выпрямленный указательный и средний касаются друг друга. Такое перстосложение для благословения называется, в отличие от старообрядческого, именословным, т.к. пальцы священника образуют буквы: мизинец I, слегка согнутый средний и указательный Х, большой и безымянный С. ИС ХС - Иисус Христос (Рис. 2). Старообрядческий священник складывает руку для благословения также как и для крестного. Движение крестного благословения в византийском обряде и латинском совпадает: сверху вниз и слева направо. Епископы византийском обряда в некоторые моменты богослужения благословляют народ обеими руками. Руки епископа движутся симметрично, т.е. левая рука справа налево, а правая слева направо. Требник византийского обряда предписывает совершать помазание елеем во время крещения двумя пальцами, что на практике совершают лишь некоторые греко-католики, остальные помазывают с помощью кисточки. Христиане латинского обряда крестятся кистью. При совершении крестного знамения, как правило, произносятся слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» (формула впервые упоминается у св. Ефрема в «О всеоружии»). Движение крестного знамения начинается сверху вниз, затем с левого плеча на правое. Движением руки слева направо симвопизируется переход верующего, осуществленный Иисусом Христом, из «левого» состояния осужденности в «правое» состояние оправданности (ср. Мф 25,33). Существует особое крестное знамение совершаемое большим пальцем правой руки на лбу, устах и сердце перед чтением Евангелия. Для благословения латинский священник слегка сгибает безымянный палец. Движение благословения как в византийском обряде. Христиане армянского обряда имеют троеперстие, которое отличается от византийского тем, что два других пальца не обязательно прижаты. Армяне совершают и дополнительное движение, возвращая руку к сердцу. Движение крестного знамения начинается сверху вниз, с левого плеча на правое. Армянские священники для благословения складывают пальцы так же, как священники византийского (нового) обряда. Армянский священник благословляет сверху вниз и справа налево и возвращает руку к центру. Крестное знамение в Эфиопской Церкви совершается слева направо. Для его совершения пальцы правой руки складываются в знак креста. Указательный палец остается прямым, а средний наклоняется.