ЕССЕИ, эсены, есены (евр. иссиим от арам. асейа - врач) - иудейская секта, о которой известно благодаря писателям I в. н.э. Иосифу Флавию, Плинию Старшему, Филону Александрийскому, а также находкам в районе Кумрана на берегу Мертвого моря. Ессеи считали себя духовными врачевателями на службе Бога и, возможно, занимались телесным врачеванием, отсюда самоназвание. Ессеи появились в 152 до н.э., когда Египетский правитель Александр Валас даровал Ионафану Маккавею (Асмонею) первосвященство. Ионафан был сыном священника, но не первосвященника. В этом же году сын первосвященника Онии III (†170 до Р.Х.) Ония строит храм в Леонтополисе Египет. В те же годы была основана, вероятна и община ессев в Кумране. Ессеи не признавали Иерусалимское (Ионафаново) священство. Ессеи образовывали общины во главе которых стояли священники. Внутри общины поддерживалась строгая дисциплина, основанная на подчинении младших (не прошедших всех испытаний) старшим. Ессеи имели общую собственность и вместе трудились. Они осуждали рабство, избегали чувственных удовольствий, проповедовали пацифизм. Попасть в общину можно было только после испытания. В отличие от ортодоксального иудаизма ессеи уважали безбрачие, что связано с верой в близость последней схватки «сынов света» с «сынами тьмы», ожиданием скорого Суда и конца мира. В ожидании этого ессеи вели замкнутый образ жизни. При общинах ессеев существовали поселения единомысленных с ними мирян. Общины ессеев существовали в Палестине и Египте, например, в Александрии, близ озера Мареотид, где они назывались терапевтами (от греч. * - служение, лечение). Кумранская община ессеев существовала во II в. до Р.Х. - I в. по Р.Х. и назвалась Новый союз (Новый Завет с Богом), а себя кумраниты (условное название) называли «сынами света», «нищими», «простецами». Основатель общин ессеев - Учитель праведности (Ония III?), умер, гонимый «нечестивым священником» (убит первосвященником Менелаем). Кумраниты верили, что он вернется на землю. Община погибла во время восстания против римлян (66-73). С 1947 в Кумране найдено около 40 тыс. фрагментов рукописей. В основном это тексты Ветхого Завета на еврейском языке, причем некоторые тождественны не масоретскому тексту, а Септуагинте. Кроме того - апокрифы на еврейском и арамейском языках, устав общины, гимны, комментарии к Библии и т.д. Некоторые ессеи считали, что Мессий будет двое. Причем страдающий уже был (Ония), а славный вскоре придет. Назарет, где прошло детство и молодость Христа, находился рядом с поселением ессеев. В I в. по Р.Х. ессеев было свыше 4000 человек. Идеология еввеев оказала влияние на проповедь Иоанна Крестителя и терминологию Иисуса Христа (например, выражение «сыны света»). Из всех иудейских религиозных групп начала н.э., ессеи ближе всего к последователям Иоанна Крестителя, который был по-видимому с ними связан. Но, в отличие от ессеев, Иоанн проповедовал миру покаяние, а ессеи вели замкнутый образ жизни.
Иллюстрация. "Вес" картинки: 83154 байт.
План ессейского поселения Хирбет-Кумран.