ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, Истинно-православные христиане, Катакомбная Церковь - различные подпольные группировки русских православных христиан в СССР, ушедшие в подполье в первой половине ХХ в. Всех их объединяет неприятие "господствующей Церкви", пошедшей на сотрудничество с Советской Властью. Первые группы ИПЦ образовали имяславцы. Следующие группы, ушедшие в подполье, руководствовались положениями Собора РПЦ 1917-1918 гг. о разукрупнении и переходе на нелегальное положение в случае изоляции или соглашательства церковного центра. В 20-е гг. таких групп образовалось множество. После декларации митр. Сергия от 16/29 июля 1927 г. о лояльности сов. власти, где утверждалось, что в СССР нет гонений на веру и что беды и радости сов. власти есть беды и радости митр. Сергия и его единомышленников, ряды ИПЦ пополнились. В 1928 г. образовались непоминовенцы (отказывались поминать вначале обновленцев, а потом митр. Сергия Страгородского за богослужением) во главе с Петербургским митр. Иосифом (Петровых) † 1928. Т.н. "культурная революция" и коллективизация привели многих крестьян и горожан в катакомбную Церковь. В период Великой Отечественной войны на оккупированных территориях произошла быстрая легализация общин ИПЦ, восстановление храмов и иерархии. После Великой Отечественной войны некоторые группы ИПЦ вошли в состав РПЦ. В конце 80-х гг. истинно-православных христиан не более 10000 человек. В период перестройки большинство групп ИПЦ легализовались, и создали несколько небольших церковных образований, самое крупное из них - Богородичный центр. Часть ИПЦ присоединилась к Зарубежной Церкви (см. Карловацкий раскол), приняв название Свободная Православная Церковь России (СПЦР). Верующие ИПЦ отказывались от какого-либо сотрудничества с коммунистами, опираются на националистические и демократические силы, отказываются от т.н. "миротворческой", "патриотической", "экуменической" деятельности. В "период катакомб" в общинах ИПЦ царили подлинно братские отношения, единство и взаимопомощь. Вместе с тем религиозная безграмотность отдельных групп порождала самое настоящее сектантство, странные верования, самочинные обряды, в чем особенно усердствовали женщины, которые не только крестили детей, но даже "совершали литургию" и т.д. Богослужебные и канонические нестроения ИПЦ заложили целый ряд проблем, разрешение которых затянется на долгие годы. В конце ХХ в. в России существовало несколько организаций, течений ИПЦ и порожденных этим движением сект: 1. Российская Православная Свободная Церковь; 2. общины в юрисдикции РПЦЗ (см. Карловацкий раскол); 3. Катокомбная Церковь Истинно-Православных Христиан в юрисдикции архиепископа Афинского Авксентия; 4. общины в юрисдикции Синода архиепископа Андрея (Истинно Православная Церковь Греции); 5. общины в юрисдикции Украинской Православной Церкви (Киевский Патриархат); 6. Геннадиевская ветвь Истинно-Православной Церкви насчитывает свыше 20 епископов, 200 священников, 2000 верующих; 7. сторонники "Царя" и "Патриарха" Лазаря Каширского (Васильева); 8) федоровцы; 9) различные акефалы.