ИКОНОПИСЬ (от греч. * - изображение) - создание икон. Православная иконопись подчиняется системе жестких правил написания икон, существуют сборники иконописных подлинников, разделяющиеся на «лицевые подлинники», т.е. иллюстрированные, и толковые (без иллюстраций). Иконописные подлинники определяют все детали канонических изображений и даже технические приемы иконописи. Для православной и ранней католической иконописи характерны следующие принципы: подчеркивание духовного в изображении, нимб (слава, ореол), зерцало, надписи на иконе, условность изображения), «обратная перспектива» - особая система изображения пространства, одновременное изображение разновременных событий, золотой фон, изображающий умопостигаемый свет, иконописец должен был брать материал для изображения из своей души, что иногда выражалось в запрете писать с натуры, в таком случае иконописец назывался зографом, изографом (греч. ** - изображающий нравы, характеры), наиб. талантливые русские иконописцы Феофан Грек (ок. 1340-1405), Андрей Рублев (ок. 1360/1370-1427) работали в период всестороннего духовного подъема на Руси, в условиях всеобщей духовной трезвости ввиду ожидавшегося в 1492 (7000 от Сотворения мира по Юлианскому календарю) пришествия Христа. Стоглавый собор 1551 постановил писать иконы, как писал Андрей Рублев. После разочарования 1492 наступила духовная реакция, сказавшаяся и на иконописи. Уже в работах другого великого иконописца Дионисия (1440 - после 1502) есть недостатки - некоторое единообразие приемов, излишняя декоративность и праздничность, затушевывающая выразительность образов. Выше Рублева русская иконопись не смогла подняться. Русские иконы покрывали олифой, которая со временем темнеет. Выкидывать икону - грех, поэтому по той же доске наносилось новое изображение. Только великое благочестие русского народа сохранило нам иконопись Рублева и других древних мастеров.
Иллюстрация. "Вес" картинки: 20846 байт.
Иконописец. Киево-Печерская Лавра. 1990 год.