ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - система аргументов в теологии и религиозной философии, используемая для логического обоснования существования Бога. Наиболее распространены следующие:1) Онтологическое, сформулированное блаженным Августином (V в) и теологом-схоластом Ансельмом Кентерберийским (XI в). Поскольку мы можем представить себе Всесовершенное Существо, Оно должно быть, т.к. если бы Его не было, Оно не было бы всесовершенным. Логическая несостоятельность данного доказательства состоит в том, что существование Бога подменяется существованием понятия о Боге (подмена тезиса). Однако возникает вопрос, как могло возникнуть понятие о Боге (идея Бога), если Бога нет. Онтологическое доказательство бытия чего-либо оказывается все-таки неопровержимым, но только для трех предметов: Бога, мироздания в его целокупности и личного бытия мыслящего субъекта. Онтологическое доказательство бытия Божия позволило перейти к менее уязвимым доказательствам - историческому и психологическому. 2) Космологическое доказательство бытия Божия, сформулированное Платоном и Аристотелем, требует для мира, столь сложного, первопричины, первоимпульса всякого начала или движения, который сам должен быть беспричинен, безусловен. Это доказательство развивали Г.В.Лейбниц и Х.Вольф. Космологическое доказательство бытия Божия оспаривают, утверждая, что мир не нуждается в перводвигателе, т.к. материя сама обладает движением как своим свойством.3) Телеологическое доказательство бытия Божия утверждает наличие в мире целесообразности, к-рая порождена Богом. Это доказательство широко используется в настоящее время, поскольку мнение о наличии в мире гармонии, целесообразности широко распространено. Это доказательство бытия Божия можно критиковать, утверждая, что «гармония» этого мира, построенная на пожирании сильными слабых, на столкновениях и борьбе не сообразна с благостью Творца. Сторонники телеологического доказательства в ответ на это возражение указывают на факт грехопадения, внесшего порчу в творение. Наблюдаемая гармоничность мира иного, низшего порядка, не так хороша, как это было задумано Творцом, но она все же есть.4) Нравственное доказательство бытия Божия утверждает наличие абсолютного и вечного нравственного закона, как проявление божественного начала в мире. Выдвинуто И.Кантом. Почему «категорический императив», совесть так властно повелевает человеком? Потому что есть Бог. Это доказательство понятно только совестливым людям, поэтому его ценность относительна. 5) Историческое доказательство бытия Божия - очень древнее, но часто используемое ныне доказательство. На факт всеобщности веры в Бога (богов) указывали еще античные авторы (например, Цицерон). Это доказательство не носит строго логического характера, просто трудно себе представить столь массовое и долгое заблуждение. 6) Психологическое доказательство бытия Божия - современное. Наличие у человека религиозного чувства должно вызываться внешней причиной, которой и является Бог. Это доказательство понятно только верующим, поэтому его ценность относительна.
Иллюстрация. "Вес" картинки: 65280 байт.
Церков Вознесения в Архангельске. XVII век.

Hosted by uCoz