АНГЕЛ (греч. * - вестник) - 1) в Библейской религии духовное, разумное существо, сотворенное Богом до творения видимого мира. Согласно книге св. Дионисия Ареопагита, существует девять ангельских чинов, подчиненных Богу: cерафимы (от евр. cараф - сжигать), херувимы (слово месопотамского происхождения) (иногда перечисляют наоборот: херувимы, серафимы), престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы. Однако эта систематизация не вполне поддерживается Библией. Так архангелами в Библии называются высшие ангелы, а не один из низших чинов. Предание насчитывает семь (Тов. 12,15), редко восемь, иногда девять (без Иеримиила) архангелов. Всего известно десять имен архангелов, в т.ч. из канонических книг Библии: Михаил (евр. кто как Бог) (Иуд 1,9, Откр 12,7), Гавриил (сила Бога) (Дан 8,16); из неканонических книг Библии: Рафаил (помощь, исцеление Божие) (Тов 3,16), Уриил (огонь, свет Божий) (3 Ездр 4,1), Иеримиил (высота Божия) (3 Ездр 4,36); из Пролога, 8 ноября: Салафиил (молитва к Богу), Иегудиил (хвала Богу), Варахиил (благословение Божие), Гефаил (толкуется как возжигатель любви к Богу), Тахиил (толкуется как помощник и защититель от бед и напастей). Архангел Михаил именуется еще Архистратигом, как предводитель небесного воинства. В Библии упоминаются и другие ангелы, не вошедшие в девять чинов, например офаним (колеса) и хайот (животные) (Иез. 1,15). Существуют также злые ангелы (в России принято говорить аггелы), действующее против людей и Бога. По мнению Отцов Церкви, ангел не может ни покаяться, ни согрешить, ни изменить своего статуса в иерархии, так как падение злых ангелов и установление ангельской иерархии произошло вне и до времени. Основное занятие добрых ангелов состоит в непрестанном восхвалении Бога, к Которому они устремляются в силу пламенной любви. Лишь повинуясь приказу Божьему ангел отрывается от сего блаженства, чтобы выступать в качестве ангела-хранителя или карающего ангела. Ангел - вестник воли Божьей для людей. Бог же, как Всеведущий, не нуждается в посредничестве ангелов. Обычная реакция человека на ангела Божия это, как описано в Библии, страх (Быт 28,17; Суд 6,22; Суд 13,22,21). Злые ангелы охотно вмешивались бы в дела людей, если бы не Божий запрет. Тем не менее по попущению Божию злые ангелы способны вредить людям. Они «любят» людей, как охотник любит добычу. Существует так называемая демоническая любовь (Быт 6,1-7). В иконописи ангелы изображается с крыльями птиц. Бесы изображаются с крыльями летучих мышей. В иконописи византийского обряда хайот и офаним изображаются на иконах Спаса в силах. Изображения колес, усеянные очами, называются престолами, что, таким образом, включает офаним в Дионисиевскую иерархию. На головах часто античные повязки - тороки, слухи. По русским толкованиям через тороки ангелы получают повеления от Бога. Херувимы и серафимы изображаются с шестью крыльями. Цвет крыльев серафима - cине-зеленый. Херувима - красно-оранжевый; 2) любой вестник Божий (Гал 4,14).
Иллюстрация. "Вес" картинки: 64080 байт.
Симон Ушаков. Архангел Михаил, попирающий дьявола. 1676