БЕСПОПОВЦЫ - направление в старообрядчестве, возникшее в кон. XVII в. после «оскудения благодати священства», то есть смерти священников дониконианского поставления. Так как никто из епископов не перешел в раскол, старообрядцы не имели возможности рукополагать своих священников. По вопросу о возможности принятия «никонианских» священнослужителей старообрядцы разделились на беспоповцев и поповцев. Беспоповщина утверждает, что в «последние времена», то есть со времен Никона, не может быть благодатного священства. Беспоповцы различают церковные таинства на «необходимо нужные» для спасения и просто «нужные». К «необходимо нужным» относятся: крещение, причастие и исповедь. Беспоповцы утверждают, что крещение и исповедь могут совершать и миряне, а таинство причащения можно заменить «огнеопальным желанием» оного. В дальнейшем беспоповцы разделились на множество толков и согласий. Первоначально главным центром распространения беспоповцев было русское Поморье (отсюда назавние поморский толк). От поморов откололись федосеевцы (безбрачники), которые утверждали необходимость всеобщего безбрачия, так как таинство венчания может совершить только истинно-православный священник, а таких со времен Никона нет. Если и существовало у федосеевцев нарушение безбрачия, то это скрывалось. Дети, рождённые в результате такого сожительства, выдавались за приемных, «Богом данных». В нач. XIX в. федосеевцы допустили брак и от них откололась аристовщина, не согласившаяся с этим решением. Спасовцы (нетовщина) - крайне фанатичный толк, возникший в Керженских скитах, проповедовали самосожжение, как путь выхода из «царства антихриста», утверждали, что ни в чём теперь нет благодати (отсюда «нетовцы»). Спасовцы в свою очередь разделились. Глухая нетовщина разрешала крещение и венчание в РПЦ; новоспасовщина (поющая нетовщина) считала возможным совершение богослужения, крещения, венчания наставниками-мирянами, тем самым приближаясь к брачникам; строгая (некрещеная) нетовщина, дырники отрицали какие-либо обряды, молились, обратившись к отверстию в восточной части избы; бабушкино согласие, самокрещенцы, крестили каждый сам себя, а детей - повивальная бабка, отсюда название. В XVIII в. образовался поморский толк (даниловцы), брачники - умеренное течение; наставники-миряне совершают крещение, исповедь, венчание, признают молитвы за гражданскую власть. В 1737 из поморского толка выделился филипповский толк, не приемлющий молитв за царя. В их среде были случаи ритуального убийства - самосожжения. Аароновский толк выделился из филипповского в XVIII в. Аароновцы признавали гражданский брак законным. Адамантовы (пастуховцы) - откололись от поморов, потому что не брали деньги как имеющие печать антихриста. В кон. XVIII в. сформировался бегунский (страннический) толк, истинно-православные христиане странствующие (ИПХС), которые призывали не платить налогов, не служить в армии, не иметь документов, некоторые даже денег (безденежники). В конце XIX в. возникло умеренное любушкино согласие. Они отрицали возможность законного брака, но разрешали сожительство «по любви», отсюда название. За годы Советской власти многие объединения беспоповцев распались. В настоящее время незначительное количество беспоповцев имеется в Прибалтике, России, Украине, Белоруссии. В Москве зарегистрированы: поморы (брачники), федосеевцы (безбрачники), филипповцы.
Иллюстрация. "Вес" картинки: 52098 байт.
Боярыня Морозова.
В.И. Суриков. 1887 г.

Hosted by uCoz