КУЛЬТ СВЯТЫХ - молитвенное почитание лиц, наделенных Богом за свою веру способностью творить чудеса и выступать в качестве помощников. Культ святых обосновывается текстами как Ветхого Завета, где говорится об участии умерших святых в жизни живых (Прем 3,1-3), так и Нового Завета, где говорится, что святые и мученики будут особо отмечены на небесах (Мф 19,28), и что пример их земной жизни заслуживает подражания (Евр 13,7). Основой культа святых является также учение ап. Павла о Церкви, как о мистическом теле Христа, в котором все верующие суть отдельные члены, «сограждане святым и свои Богу» (Еф 2,19). Первое документальное свидетельство о культе святых «Мученичество Поликарпа» (ок. 159). В этом произведении сообщается об особом почитании дня его кончины. Ориген, обосновывая культ святых мучеников, подчеркивал, что молитва к ним действенна лишь тогда, когда верующий следует их примеру. В IV-V вв. сложилось мнение, что жизнь, полная самоотвержения, равна по святости мученичеству. Культ святых расширяется сначала за счет исповедников (первый святой, который не был мучеником, св. Мартин Турский, исповедник), а потом аскетов и дев. Литургическое поминовение святых засвидетельствовано Августином, а в V в. сложилась практика составления календарных списков для поминовения. Распространяясь в разных странах, культ святых соединялся с дохристианскими верованиями, отсюда практика почитания святых как покровителей ремесел, защитников от болезней и т.д. Критика этих представлений послужила отказу от культа святых в протестантизме. В русском православии имеются следующие типы (чины) святости: бессребренник, благоверный (князь, княгиня, царь, царица), блаженный (то же, что юродивый, т.е. притворно безумный святой, обличающий, как правило, сильных мира сего; этот тип святости особо распространен в России и Византии), блаженный (в XIX в. данный эпитет стали прилагать в России к некоторым латинским учителям Церкви, которые богослужебно обычно входят в чин святителей), великомученик (христианин, убитый за веру, претерпевший жестокие мучения), исповедник (претерпевший гонения за Христа), мученик (христианин убитый за Христа), праведный (святой не монах), преподобный (святой монах), преподобномученик (монах, убитый за веру), равноапостольный (ревностный распространитель веры), святитель (святой епископ), страстотерпец (невинно убиенный христианин). По отношению к некоторым святым (например, святителю Николаю) употребляется выражение угодник, т.е. помощник (от славянского годиться - прилаживать, приспосабливать). Эпитет чудотворец прилагается к некоторым святым, которые особенно прославились своими чудесами. Римско-католическая Церковь различает две ступени святости. 1-я ступень - беатификация, причисление к лику блаженных, осуществляемое по предложению епископа; 2-я ступень - канонизация, причисление к лику святых, осуществляется по предложению Папы. Первой официальной канонизацией была канонизация св. епископа Ульриха из Аугсбурга в 993. В настоящее время в Католической Церкви имеется около 3 тысяч святых. В реформированном календаре Павла VI (1969) чествование некоторых святых признано необязательным для латинского обряда, другие вовсе изъяты из перечня, поскольку нет достоверных свидетельств их существования. Однако вопреки распространенному на Востоке мнению, это сокращение не коснулось св. Николая Мирликийского и св. Георгия: их память соответственно 6 декабря и 23 апреля. В латинском обряде существует 4 категории богослужебноно почитания святых день (лат. diеs), память (mеmоriа), праздник (festum), торжество (sоlеmnitas) - аналог двунадесятых праздников в православии.
См. Праздники. Католическая и Православная Церкви имеют множество святых, почитаемых в обоих Церквах, но святые, канонизированные после раскола признаются только в той Церкви, которая канонизировала их. Некоторые святые в Католической Церкви почитаются только в одном обряде. Например, Константин Великий почитается только в византийском обряде, а в латинском обряде не почитается.