ГНОСТИКИ (греч. * - знающий) - представители синкретических религиозно-философских эллинистических движений, возникших еще до н.э. на Ближнем Востоке (в Месопотамии). В I в. н.э. появляются первые гностики-христиане (Симон маг в Самарии) и гностики-иудеи (к ним близка система Филона Александрийского /ок. 25 г. до н.э. - 50 г. н.э./). Но все гностики любого толка стремятся заменить веру «знанием», т.е. магией, заговорами, астрологией и т.д. Расцвет гностицизма - II в. К сектам позднее V в. название "гностики" не применяется, однако различные формы гностицизма существуют до сих пор. Например, теософия, антропософия, мандеи. Наиболее известные гностики-христиане II в. - Маркион, Валентин египетский, Василид сирийский, Карпократ и др.
См. Архонтики. Гностики эклектически связывали идеи античной философии, главным образом неоплатонизма и пифагоризма с представлениями восточных религий и христианством. Обобщенно учение гностиков-христиан сводится к дуализму, т.е. признанию совечного существования хаоса (материи), Демиурга и Благого Бога Отца. Греховный материальный мир - плод деятельности Демиурга, а духовный мир - творение Отца (т.е. Бога). Между Богом-Отцом и материальным миром имеются промежуточные существа - эоны, один из эонов - Христос-Спаситель. Cпасение понимается как освобождение от уз телесности и материальности, а наказанием является перевоплощение, повторная жизнь. Гностики-христиане отрицали Ветхий Завет, как инспирированный Демиургом, отрицали реальность страданий Христа (см. Докетизм), отличались гордостью и презрением к прочим людям, телесности, материи. В области морали гностики придерживались строгого аскетизма, или, наоборот, крайней распущенности. Гностики повлияли на становление манихейства, павликианства, богомильства. С гностиками боролись Отцы Церкви в том числе Ириней Лионский (ок. 130 - ок. 200). Его сочинение «Против ересей» посвящено полемике с гностиками. См. масоны.